Образование лиц с ОВЗ
2024-2025 учебный год
Апрель 2025 г.
IV Международная научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века»
Институт коррекционной педагогики совместно с Российской академией образования приглашают принять участие в IV Международной научно-практической конференции «Инклюзия XXI века: достижения и траектории развития российского образования», которая состоится 19-20 июня.
Мероприятие проходит с целью обсуждения предложений по совершенствованию системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 8 февраля 2025 года.
К участию в Конференции приглашаются руководители органов государственной власти, сотрудники образовательных организаций всех уровней, научные работники; представители бизнес-сообщества, студенты и магистранты, аспиранты и молодые ученые.
Для участия в мероприятии необходима предварительная регистрация в срок до 16 июня 2025 года:
Ссылка для докладчиков: https://inlnk.ru/agJG9P
Ссылка для слушателей: https://inlnk.ru/Bpnwg1
Предложения докладов на Конференцию принимаются по адресу электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. до 20 мая 2025 года. Наиболее интересные и актуальные сообщения будут отобраны организационным комитетом и включены в программу работы.
Март 2025 г.
Памятка о мерах по организации ознакомления обучающихся с ОВЗ с правилами поведения в ситуации оповещения об опасности
Февраль 2025 г.
Рекомендации для родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ
Развитие читательской грамотности детей с задержкой психического развития
Вопросы родителей детей с ЗПР и ответы специалистов
Дополнительные вопросы и ответы по воспитанию детей с ОВЗ
Здоровьесберегающие условия обучения ребенка с ОВЗ: советы родителям
Воспитание в школе и дома: в помощь родителям ребенка с трудностями познавательного развития
Январь 2025 г.
Повышение профессиональной компетенции педагогов, специалистов, работающих с обучающимися с особыми образовательными потребностями
Повышение профессиональной компетенции педагогов, специалистов, работающих с обучающимися с особыми образовательными потребностямиосуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки, курсов повышения квалификации.
Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью осуществляет научно-методическое обеспечение образовательной деятельности и комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках выполнения государственного задания по заказу Минпросвещения России ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» проводится разработка научно-методических документов в сфере организации и обеспечения образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.
Декабрь 2024 г.
Педагогический совет "Инклюзивное образование в современной школе".
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) в инклюзивном образовательном процессе – это единая система контроля образовательного процесса в образовательной организации, обеспечивающая всестороннюю оценку факторов, влияющих на качество образования при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения адаптированной основной образовательной программы, позволяющие оценивать достижения учащимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. При этом приоритетной является оценка динамики индивидуальных достижений.
1. Направления оценки в инклюзивном процессе:
оценка системы условий реализации адаптированных основных образовательных программ;
оценка образовательных достижений обучающихся;
оценка системы управления образовательной организацией;
оценка организации образовательного процесса;
оценка удовлетворенности родителей.
При проектировании направлений ВСОКО в инклюзивной школе, основное внимание уделяется:
оценке качества разработанных адаптированных программ;
оценке качества организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ;
оценке образовательных результатов обучающихся с ОВЗ;
оценке кадровых условий реализации АООП.
По каждому направлению ВСОКО определяется группа оценочных параметров, совокупность которых позволяет сделать выводы об актуальном состоянии образовательного процесса, внести при необходимости изменения и корректировки.
В качестве источников данных для оценки качества образования в инклюзивной образовательной организации используются:
внешний мониторинг образовательных достижений обучающихся 1–4 классов;
результаты участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников, иных олимпиадах регионального и Всероссийского уровней;
мониторинговые исследования, проводимые в соответствии с направлениями ВСОКО;
данные промежуточной аттестации, внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся 1– 4 классов;
данные по итогам посещения уроков, внеурочных мероприятий, занятий системы дополнительного образования;
результаты интегративных показателей освоения программы коррекционной работы;
анализ деятельности специалистов сопровождения и деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк);
социологические опросы.
Образовательный результат ребенка с ОВЗ не может оцениваться вне совокупности создаваемых для него специальных условий получения образования.
2. Контролируемые параметры в направлениях ВСОКО
2.1. Оценка качества разработанных адаптированных программ
- соответствие структуры и наполнения АООП требованиям ФГОС;
- представленность в АООП необходимых структурных элементов;
- целесообразность и своевременность внесения изменений в АООП;
- соответствие материально-технических условий, описанных в АООП, возможностям образовательной организации и пр.
2.2. Оценка качества организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ
- корректность составления учебного плана в соответствии с требованиями стандартов;
- представленность в учебных планах всех необходимых предметных областей и коррекционно-развивающей области;
- оптимальное распределение часов урочной и внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ;
- правильность оформления адаптированных рабочих программ по предметам и коррекционно-развивающим курсам и пр.
2.3. Оценка образовательных результатов обучающихся с ОВЗ
- представленность в адаптированных программах как самих результатов (предметных, метапредметных, личностных) так и системы их оценки;
- наличие индивидуализации образовательного процесса, через систему проектирования индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ;
- наличие разработанных образовательной организацией дифференцированных критериев оценки письменных и устных работ обучающихся с ОВЗ;
- наличие механизмов использования педагогами комплексной оценки достижений учащихся и пр.
2.4. Оценка кадровых условий реализации АООП
- укомплектованность необходимыми кадрами;
- соответствие уровня квалификации педагогических работников требованиям профессиональных стандартов;
- наличие эффективной системы непрерывного педагогического роста педагогов в области инклюзивного образования, через реализацию программ дополнительного профессионального образования, внутреннюю систему наставничества и пр.
Ноябрь 2024 г.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР. Создание благоприятной речевой среды. Индивидуализация речевого режима.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР. Сформированность социальных (жизненных) компетенций
Октябрь 2024 г.
Анализ результатов стартовой диагностики обучающихся с ОВЗ. Карта индивидуальных достижений обучающегося с ЗПР.
Сентябрь 2024 г.
Оценка качества образования при реализации адаптированных образовательных программ. Стартовая диагностика
Август 2024 г.
Концепция развития системы образования детей с особыми образовательными потребностями в Санкт-Петербурге
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами)
1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) понимаются:
1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;
2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;
4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
5) обеспечение доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
6) другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) невозможно или затруднено.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.1. Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) бесплатными специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистентов (помощников), оказывающих необходимую техническую помощь, переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечение указанных специальных условий является расходным обязательством Российской Федерации.
7. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Адаптированные основные общеобразовательные программы
Информация о реализации адаптированных образовательных программ (инклюзия) в 2024/2025 учебном году
№ п/п | Образовательная программа | Класс | Количество обучающихся |
1 | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) |
3А 3В |
1 1 |
2 | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) |
3В 4Б |
1 1 |
3 | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) | 4В | 1 |
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации в соответствии с частью 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ приказами Минпросвещения России утверждены федеральные адаптированные основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего образования и федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно - ФАОП НОО, ФАООП УО).
В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, вариантами ФАОП НОО и с учетом особых образовательных потребностей обучающихся в ГБОУ НОШ № 437 Курортного района Санкт-Петербурга разработаны:
При разработке программы учтены следующие требования:
- программа строится с учетом особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести;
- программа строится с учетом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации, формы обучения (инклюзивное в среде сверстников с нормативным речевым развитием);
- при подготовке программы учитываются статус обучающегося с ТНР младшего школьного возраста, его типологические психологические особенности и возможности, специфика недоразвития психических функций, что гарантирует создание оптимальных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося;
- обязательным требованием является учет запросов родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, индивидуальные консультации;
- образовательная организация обязана обеспечивать выполнение гигиенических нормативов и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения. В образовательной программе прописаны требования к обучению в дистанционном режиме.
Адаптация АООП НОО предполагает введение ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с классным руководителем, другими педагогическими работниками с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией
Направления и содержание программы коррекционной работы
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО. Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения АООП НОО являются:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;
- развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
- обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Внеурочная деятельность
Курсы внеурочной деятельности 3А класс
Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Коррекционно-развивающие курсы 3А класс
Развитие речи - 2 часа
Психокоррекционные занятия (по развитию компетенций познавательной сферы и учебного поведения) - 1 час
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия (по коррекции звукопроизношения, формированию фонематических процессов и слухо-произносительной дифференциации, развитию лексико-грамматического строя и связной речи) - 2 часа
Курсы внеурочной деятельности 3В класс
Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Коррекционно-развивающие курсы 3В класс
Развитие речи - 2 часа
Психокоррекционные занятия (по формированию пространственно-временных представлений, развитию коммуникативной деятельности) - 1 час
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия (по коррекции и развитию всех компонентов речи, формированию процессов чтения и письма) - 2 часа
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2, I отделение) (принята на заседании Педагогического совета, протокол от 29.08.2024 г. № 1, утв. приказом от 30.08.2024 г. № 173/6-од)
При разработке программы учтены следующие требования:
- программа строится с учетом особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести;
- программа строится с учетом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации, формы обучения (инклюзивное в среде сверстников с нормативным речевым развитием);
- при подготовке программы учитываются статус обучающегося с ТНР младшего школьного возраста, его типологические психологические особенности и возможности, специфика недоразвития психических функций, что гарантирует создание оптимальных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося;
- обязательным требованием является учет запросов родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, индивидуальные консультации;
- образовательная организация обязана обеспечивать выполнение гигиенических нормативов и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения. В образовательной программе прописаны требования к обучению в дистанционном режиме.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с ТНР, региональной специфики и возможностей образовательной организации.
Направления коррекционной работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское, которые раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной), а также реализуются путем создания речевого режима.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР обеспечивается специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, регламентируются локальными нормативными актами образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.
Взаимодействие специалистов при участии педагогических работников образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей) является одним из ключевых условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся.
Одним из условий успешной образовательно-коррекционной работы с обучающимися, имеющими тяжелые нарушения речи, является создание благоприятной речевой среды, что обеспечивается организацией и соблюдением единого речевого режима.
Речевой режим обеспечивается:
- образцовой речью окружающих (педагогических работников, администрации, сотрудников образовательной организации);
- созданием условий для речевого общения обучающихся с окружающими, целенаправленной организацией коммуникативных ситуаций;
- стимуляцией речевой активности обучающихся и активизацией их речевых возможностей;
- координацией речеязыкового материала, отрабатываемого в учебной и внеучебной работе (словарь, грамматические конструкции, модели текстов), в том числе при проведении режимных и организационных моментов;
- соблюдением единой системы требований к речи и речевому поведению обучающихся, постоянным доброжелательным и тактичным вниманием к качеству речи.
Индивидуализация речевого режима предполагает:
- осведомленность педагогических работников о речевых возможностях обучающегося, их готовность к оказанию необходимой помощи (дать необходимый речевой образец, подсказать необходимые речевые действия);
- индивидуализацию выполняемых обучающимся вербализованных заданий в соответствии со структурой нарушения речи, степенью его проявления, а также изученным программным материалом;
- проведение специальной работы при подготовке к устным публичным выступлениям, включающей отработку текстов в смысловом и произносительном планах, а также формирование мотивации к публичной речи с учетом личностных особенностей обучающегося.
Для полноценного соблюдения речевого режима важно обеспечить полноценное взаимодействие учителя-логопеда, педагогических работников, работающих с обучающимся, а также поддерживать заинтересованность родителей (законных представителей) в создании благоприятной речевой среды дома.
Коррекционная работа в обязательной части реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке педагогический работник может поставить и решить коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Освоение учебного материала этими обучающимися осуществляется с помощью специальных методов и приемов.
Внеурочная деятельность
Курсы внеурочной деятельности 3В класс
Коррекционно-развивающие курсы 3В класс
Развитие речи - 1 час
Логопедическая ритмика - 1 час
Психокоррекционные занятия (по развитию компетенций познавательной сферы и учебного поведения) - 1 час
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия (по коррекции звукопроизношения, формированию фонематических процессов и слухо-произносительной дифференциации, развитию лексико-грамматического строя и связной речи) - 2 часа
Внеурочная деятельность
Курсы внеурочной деятельности 4Б класс
Коррекционно-развивающие курсы 4Б класс
Развитие речи - 1 час
Логопедическая ритмика - 1 час
Психокоррекционные занятия (по развитию пространственных представлений) - 1 час
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия (по развитию и коррекции всех компонентов речи) - 2 часа
Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО (вариант 7.1), требований к результатам освоения программы коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа педагогических работников, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА (при наличии).
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА (при наличии).
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
- диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного обследования обучающихся с ЗПР и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи;
- коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психофизическом развитии обучающихся с ЗПР;
- консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации;
- информационно-просветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ЗПР, со всеми участниками образовательных отношений - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционная работа включает систематическое психолого-педагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности, разработку и реализацию индивидуального маршрута комплексного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на основе психолого-педагогической характеристики, составленной по результатам изучения его особенностей и возможностей развития, выявления трудностей в овладении содержанием начального общего образования, особенностей личностного развития, межличностного взаимодействия с детьми, взрослыми.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; развитие зрительно-моторной координации; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция нарушений психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
- оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
- социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ЗПР. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Курсы внеурочной деятельности 4 "В" класс
Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Коррекционно-развивающие курсы 4 "В" класс
Психокоррекционные занятия (с педагогом-психологом по развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой и мотивационной сфер) - 2 ч
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия (с учителем-логопедом по коррекции нарушений письменной речи) - 2 ч
Коррекционные занятия (с учителем в рамках реализации программы коррекционно-развивающей области, в том числе коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения) - 1 ч
Аналитические справки
Аналитическая справка по организации образования обучающихся с ОВЗ в I четверти 2024/2025 учебного года в ГБОУ НОШ № 437 Курортного района Санкт-Петербурга
Планы мероприятий
План работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ на 2024/2025 учебный год
План мероприятий по сопровождению детей-инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2024/2025 учебный год
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа оценки личностных результатов
Протокол оценивания личностных достижений обучающегося
Методические рекомендации
Специалистам, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями
Развитие психомоторики и сенсорных процессов АООП (вариант-1)
Методические разработки конспектов уроков (с приложением видеофайлов): русский (родной язык), чтение, математика, 1-2 класс (АООП 1 вариант).
Психологические приемы активизации внимания и познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) в процессе дистанционного обучения
Методические рекомендации по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП вариант 1) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методические рекомендации по проведению уроков в режиме дистанционного обучения с обучающимися с ОВЗ (на примере урока «Мир природы и человека» с обучающимися 2 класса с умственной отсталостью).
Методические рекомендации педагогам-дефектологам по реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью с использованием дистанционных технологий
Методические рекомендации по проведению уроков в режиме дистанционного обучения с обучающимися с ОВЗ (на примере урока «Мир природы и человека» с обучающимися 2 класса с умственной отсталостью).
Методические рекомендации педагогам-дефектологам по реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью с использованием дистанционных технологий
Сценарии уроков
Сценарий урока по обучению грамоте. 1 класс. Звуки [м], [м’]
Презентация к сценарию. 1 класс. Звуки [м], [м’]
Видео к уроку. 1 класс. Звуки [м], [м’]
Сценарий урока. 1 класс. Число и цифра 2
Презентация к сценарию. 1 класс. Число и цифра 2
Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». 1 класс. Занятия и одежда детей осенью
Презентация к сценарию урока по предмету «Мир природы и человека». 1 класс. Занятия и одежда детей осенью
Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». 1 класс. Семена
Презентация к сценарию урока по предмету «Мир природы и человека». 1 класс. Семена
Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». 1.2 класс. Овощи и фрукты
Презентация к сценарию урока по предмету «Мир природы и человека». 1.2 класс. Овощи и фрукты
Сценарий урока по предмету «Русский язык». 2 класс. Слова, обозначающие действия предметов
Сценарий урока. 3 класс. АООП вар.1. Математика. Решение примеров на сложение и вычитание чисел в пределах 100
Презентация к сценарию урока. 3 класс. АООП вар.1. Математика. Решение примеров на сложение и вычитание чисел в пределах 100
Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». 3 класс. Весна. Признаки весны
Презентация к сценарию урока по предмету «Мир природы и человека». 3 класс. Весна. Признаки весны
Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». 3 класс. Растения осенью
Презентация к сценарию урока по предмету «Мир природы и человека». 3 класс. Растения осенью
Коррекционное занятие. 2 класс. АООП вар. 1_Квадрат и прямоугольник
Презентация к коррекционному занятию. 2 класс. АООП вар. 1_Квадрат и прямоугольник
Видеоуроки по предметной области «Искусство», изобразительное искусство (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Технология», ручной труд (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по профильному труду, швейное дело (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Язык и речевая практика», русский родной язык (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Язык и речевая практика», предмет «Речь и альтернативная коммуникация» (АООП, вариант – 2)
Видеоуроки по чтению (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Математика» (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Математика» (АООП, вариант – 2)
Видеоуроки по предметной области «Человек и общество», по предмету «Основы социальной жизни» (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Естествознание, по предмету «Мир природы и человека» (АООП, вариант – 1)
Методические разработки конспектов уроков (с приложением видеофайлов), русский (родной язык), чтение, математика, 1-2 класс (АООП 1 вариант)
Методические разработки конспектов уроков (с приложением видеофайлов), русский (родной язык), чтение, математика, 1-2 класс (АООП 1 вариант)
Методические рекомендации
Специалистам, работающим с детьми с нарушениями речи
Методические рекомендации по реализации коррекционных курсов в условиях дистанционного обучения обучающихся с ТНР (вар.5.2.)
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения учителями-предметниками обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант обучения 5.1.)
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения учителями-предметниками обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант обучения 5.2.)
Методические рекомендации для учителей начальных классов по составлению планов-конспектов и видеосопровождения уроков разного типа в условиях дистанционного образования обучающихся с ТНР
Особенности реализации дистанционного образования для обучающихся с нарушениями речи (вариант программы 5.1.)
Методические рекомендации по планировании. предметных уроков по варианту программы 5.2. (на примере урока истории)
Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся с ТНР с применением ДОТ
Методические рекомендации по реализации образовательной программы для обучающихся с нарушениями речи на начальной ступени образования
Методические рекомендации по реализации коррекционно-развивающих курсов для обучающихся с ТНР на уровне начального общего образования в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий
Методические рекомендации по организации и проведению уроков с обучающимися с ТНР на уровне начального общего образования в виртуальном классе (вариант обучения 5.2)
Нормативные документы
Федеральный уровень
Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и услуг, на которых они предоставляются
Информационные материалы
Информационные материалы для педагогических работников
Институт проблем инклюзивного образования ФГБОУ ВО МГППУ https://www.inclusive-edu.ru/
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» https://ikp-rao.ru/
Конкурсы, конференции семинары, вебинары
Информационные материалы для родителей
Каждая семья и каждый родитель имеют право на неограниченное количество повторных обращений по горячей линии 8 (800) 444-22-32
Родительские недели. Я-родитель https://deti.ikp-rao.ru/roditelskie-nedeli/
Контакты
Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" Санкт-Петербурга
http://www.gmpmpk.ru/obrazovanie-detey-s-ovz
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Курортного района Санкт-Петербурга (ГБУ ДО ЦППМСП)
2022-2023 учебный год
Документы образовательного учреждения
План мероприятий по сопровождению детей-инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Протокол оценивания личностных достижений обучающегося
Расписание работы учителя-логопеда на базе ГБОУ НОШ № 437
Расписание занятий обучающегося 3 "А" класса на 2022/2023 учебный год
Информация о разработанных адаптированных основных общеобразовательных программах
Примерные рабочие программы