Образование лиц с ОВЗ
2024-2025 учебный год
Адаптированные основные общеобразовательные программы
Информация о реализации адаптированных образовательных программ (инклюзия) в 2024/2025 учебном году
№ п/п | Образовательная программа | Класс | Количество обучающихся |
1 | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) |
3А 3В |
1 1 |
2 | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) |
3В 4Б |
1 1 |
3 | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) | 4В | 1 |
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации в соответствии с частью 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ приказами Минпросвещения России утверждены федеральные адаптированные основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего образования и федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно - ФАОП НОО, ФАООП УО).
В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, вариантами ФАОП НОО и с учетом особых образовательных потребностей обучающихся в ГБОУ НОШ № 437 Курортного района Санкт-Петербурга разработаны:
При разработке программы учтены следующие требования:
- программа строится с учетом особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести;
- программа строится с учетом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации, формы обучения (инклюзивное в среде сверстников с нормативным речевым развитием);
- при подготовке программы учитываются статус обучающегося с ТНР младшего школьного возраста, его типологические психологические особенности и возможности, специфика недоразвития психических функций, что гарантирует создание оптимальных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося;
- обязательным требованием является учет запросов родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, индивидуальные консультации;
- образовательная организация обязана обеспечивать выполнение гигиенических нормативов и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения. В образовательной программе прописаны требования к обучению в дистанционном режиме.
Адаптация АООП НОО предполагает введение ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с классным руководителем, другими педагогическими работниками с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией
Направления и содержание программы коррекционной работы
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО. Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения АООП НОО являются:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;
- развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
- обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Внеурочная деятельность
Курсы внеурочной деятельности 3А класс
Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Коррекционно-развивающие курсы 3А класс
Развитие речи - 2 часа
Психокоррекционные занятия (по развитию компетенций познавательной сферы и учебного поведения) - 1 час
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия (по коррекции звукопроизношения, формированию фонематических процессов и слухо-произносительной дифференциации, развитию лексико-грамматического строя и связной речи) - 2 часа
Курсы внеурочной деятельности 3В класс
Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Коррекционно-развивающие курсы 3В класс
Развитие речи - 2 часа
Психокоррекционные занятия (по формированию пространственно-временных представлений, развитию коммуникативной деятельности) - 1 час
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия (по коррекции и развитию всех компонентов речи, формированию процессов чтения и письма) - 2 часа
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2, I отделение) (принята на заседании Педагогического совета, протокол от 29.08.2024 г. № 1, утв. приказом от 30.08.2024 г. № 173/6-од)
При разработке программы учтены следующие требования:
- программа строится с учетом особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести;
- программа строится с учетом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации, формы обучения (инклюзивное в среде сверстников с нормативным речевым развитием);
- при подготовке программы учитываются статус обучающегося с ТНР младшего школьного возраста, его типологические психологические особенности и возможности, специфика недоразвития психических функций, что гарантирует создание оптимальных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося;
- обязательным требованием является учет запросов родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, индивидуальные консультации;
- образовательная организация обязана обеспечивать выполнение гигиенических нормативов и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения. В образовательной программе прописаны требования к обучению в дистанционном режиме.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с ТНР, региональной специфики и возможностей образовательной организации.
Направления коррекционной работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское, которые раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной), а также реализуются путем создания речевого режима.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР обеспечивается специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, регламентируются локальными нормативными актами образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.
Взаимодействие специалистов при участии педагогических работников образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей) является одним из ключевых условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся.
Одним из условий успешной образовательно-коррекционной работы с обучающимися, имеющими тяжелые нарушения речи, является создание благоприятной речевой среды, что обеспечивается организацией и соблюдением единого речевого режима.
Речевой режим обеспечивается:
- образцовой речью окружающих (педагогических работников, администрации, сотрудников образовательной организации);
- созданием условий для речевого общения обучающихся с окружающими, целенаправленной организацией коммуникативных ситуаций;
- стимуляцией речевой активности обучающихся и активизацией их речевых возможностей;
- координацией речеязыкового материала, отрабатываемого в учебной и внеучебной работе (словарь, грамматические конструкции, модели текстов), в том числе при проведении режимных и организационных моментов;
- соблюдением единой системы требований к речи и речевому поведению обучающихся, постоянным доброжелательным и тактичным вниманием к качеству речи.
Индивидуализация речевого режима предполагает:
- осведомленность педагогических работников о речевых возможностях обучающегося, их готовность к оказанию необходимой помощи (дать необходимый речевой образец, подсказать необходимые речевые действия);
- индивидуализацию выполняемых обучающимся вербализованных заданий в соответствии со структурой нарушения речи, степенью его проявления, а также изученным программным материалом;
- проведение специальной работы при подготовке к устным публичным выступлениям, включающей отработку текстов в смысловом и произносительном планах, а также формирование мотивации к публичной речи с учетом личностных особенностей обучающегося.
Для полноценного соблюдения речевого режима важно обеспечить полноценное взаимодействие учителя-логопеда, педагогических работников, работающих с обучающимся, а также поддерживать заинтересованность родителей (законных представителей) в создании благоприятной речевой среды дома.
Коррекционная работа в обязательной части реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке педагогический работник может поставить и решить коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Освоение учебного материала этими обучающимися осуществляется с помощью специальных методов и приемов.
Внеурочная деятельность
Курсы внеурочной деятельности 3В класс
Коррекционно-развивающие курсы 3В класс
Развитие речи - 1 час
Логопедическая ритмика - 1 час
Психокоррекционные занятия (по развитию компетенций познавательной сферы и учебного поведения) - 1 час
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия (по коррекции звукопроизношения, формированию фонематических процессов и слухо-произносительной дифференциации, развитию лексико-грамматического строя и связной речи) - 2 часа
Внеурочная деятельность
Курсы внеурочной деятельности 4Б класс
Коррекционно-развивающие курсы 4Б класс
Развитие речи - 1 час
Логопедическая ритмика - 1 час
Психокоррекционные занятия (по развитию пространственных представлений) - 1 час
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия (по развитию и коррекции всех компонентов речи) - 2 часа
Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО (вариант 7.1), требований к результатам освоения программы коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа педагогических работников, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА (при наличии).
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА (при наличии).
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
- диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного обследования обучающихся с ЗПР и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи;
- коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психофизическом развитии обучающихся с ЗПР;
- консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации;
- информационно-просветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ЗПР, со всеми участниками образовательных отношений - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционная работа включает систематическое психолого-педагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности, разработку и реализацию индивидуального маршрута комплексного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на основе психолого-педагогической характеристики, составленной по результатам изучения его особенностей и возможностей развития, выявления трудностей в овладении содержанием начального общего образования, особенностей личностного развития, межличностного взаимодействия с детьми, взрослыми.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; развитие зрительно-моторной координации; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция нарушений психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
- оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
- социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ЗПР. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Курсы внеурочной деятельности 4 "В" класс
Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Коррекционно-развивающие курсы 4 "В" класс
Психокоррекционные занятия (с педагогом-психологом по развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой и мотивационной сфер) - 2 ч
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия (с учителем-логопедом по коррекции нарушений письменной речи) - 2 ч
Коррекционные занятия (с учителем в рамках реализации программы коррекционно-развивающей области, в том числе коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения) - 1 ч
Аналитические справки
Аналитическая справка по организации образования обучающихся с ОВЗ в I четверти 2024/2025 учебного года в ГБОУ НОШ № 437 Курортного района Санкт-Петербурга
Планы мероприятий
План работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ на 2024/2025 учебный год
План мероприятий по сопровождению детей-инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2024/2025 учебный год
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа оценки личностных результатов
Протокол оценивания личностных достижений обучающегося
Методические рекомендации
Специалистам, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями
Развитие психомоторики и сенсорных процессов АООП (вариант-1)
Методические разработки конспектов уроков (с приложением видеофайлов): русский (родной язык), чтение, математика, 1-2 класс (АООП 1 вариант).
Психологические приемы активизации внимания и познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) в процессе дистанционного обучения
Методические рекомендации по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП вариант 1) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методические рекомендации по проведению уроков в режиме дистанционного обучения с обучающимися с ОВЗ (на примере урока «Мир природы и человека» с обучающимися 2 класса с умственной отсталостью).
Методические рекомендации педагогам-дефектологам по реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью с использованием дистанционных технологий
Методические рекомендации по проведению уроков в режиме дистанционного обучения с обучающимися с ОВЗ (на примере урока «Мир природы и человека» с обучающимися 2 класса с умственной отсталостью).
Методические рекомендации педагогам-дефектологам по реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью с использованием дистанционных технологий
Сценарии уроков
Сценарий урока по обучению грамоте. 1 класс. Звуки [м], [м’]
Презентация к сценарию. 1 класс. Звуки [м], [м’]
Видео к уроку. 1 класс. Звуки [м], [м’]
Сценарий урока. 1 класс. Число и цифра 2
Презентация к сценарию. 1 класс. Число и цифра 2
Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». 1 класс. Занятия и одежда детей осенью
Презентация к сценарию урока по предмету «Мир природы и человека». 1 класс. Занятия и одежда детей осенью
Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». 1 класс. Семена
Презентация к сценарию урока по предмету «Мир природы и человека». 1 класс. Семена
Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». 1.2 класс. Овощи и фрукты
Презентация к сценарию урока по предмету «Мир природы и человека». 1.2 класс. Овощи и фрукты
Сценарий урока по предмету «Русский язык». 2 класс. Слова, обозначающие действия предметов
Сценарий урока. 3 класс. АООП вар.1. Математика. Решение примеров на сложение и вычитание чисел в пределах 100
Презентация к сценарию урока. 3 класс. АООП вар.1. Математика. Решение примеров на сложение и вычитание чисел в пределах 100
Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». 3 класс. Весна. Признаки весны
Презентация к сценарию урока по предмету «Мир природы и человека». 3 класс. Весна. Признаки весны
Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». 3 класс. Растения осенью
Презентация к сценарию урока по предмету «Мир природы и человека». 3 класс. Растения осенью
Коррекционное занятие. 2 класс. АООП вар. 1_Квадрат и прямоугольник
Презентация к коррекционному занятию. 2 класс. АООП вар. 1_Квадрат и прямоугольник
Видеоуроки по предметной области «Искусство», изобразительное искусство (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Технология», ручной труд (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по профильному труду, швейное дело (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Язык и речевая практика», русский родной язык (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Язык и речевая практика», предмет «Речь и альтернативная коммуникация» (АООП, вариант – 2)
Видеоуроки по чтению (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Математика» (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Математика» (АООП, вариант – 2)
Видеоуроки по предметной области «Человек и общество», по предмету «Основы социальной жизни» (АООП, вариант – 1)
Видеоуроки по предметной области «Естествознание, по предмету «Мир природы и человека» (АООП, вариант – 1)
Методические разработки конспектов уроков (с приложением видеофайлов), русский (родной язык), чтение, математика, 1-2 класс (АООП 1 вариант)
Методические разработки конспектов уроков (с приложением видеофайлов), русский (родной язык), чтение, математика, 1-2 класс (АООП 1 вариант)
Методические рекомендации
Специалистам, работающим с детьми с нарушениями речи
Методические рекомендации по реализации коррекционных курсов в условиях дистанционного обучения обучающихся с ТНР (вар.5.2.)
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения учителями-предметниками обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант обучения 5.1.)
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения учителями-предметниками обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант обучения 5.2.)
Методические рекомендации для учителей начальных классов по составлению планов-конспектов и видеосопровождения уроков разного типа в условиях дистанционного образования обучающихся с ТНР
Особенности реализации дистанционного образования для обучающихся с нарушениями речи (вариант программы 5.1.)
Методические рекомендации по планировании. предметных уроков по варианту программы 5.2. (на примере урока истории)
Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся с ТНР с применением ДОТ
Методические рекомендации по реализации образовательной программы для обучающихся с нарушениями речи на начальной ступени образования
Методические рекомендации по реализации коррекционно-развивающих курсов для обучающихся с ТНР на уровне начального общего образования в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий
Методические рекомендации по организации и проведению уроков с обучающимися с ТНР на уровне начального общего образования в виртуальном классе (вариант обучения 5.2)
Нормативные документы
Федеральный уровень
Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и услуг, на которых они предоставляются
Информационные материалы
Информационные материалы для педагогических работников
Институт проблем инклюзивного образования ФГБОУ ВО МГППУ https://www.inclusive-edu.ru/
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» https://ikp-rao.ru/
Конкурсы, конференции семинары, вебинары
Информационные материалы для родителей
Каждая семья и каждый родитель имеют право на неограниченное количество повторных обращений по горячей линии 8 (800) 444-22-32
Родительские недели. Я-родитель https://deti.ikp-rao.ru/roditelskie-nedeli/
Контакты
Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" Санкт-Петербурга
http://www.gmpmpk.ru/obrazovanie-detey-s-ovz
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Курортного района Санкт-Петербурга (ГБУ ДО ЦППМСП)
2022-2023 учебный год
Документы образовательного учреждения
План мероприятий по сопровождению детей-инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Протокол оценивания личностных достижений обучающегося
Расписание работы учителя-логопеда на базе ГБОУ НОШ № 437
Расписание занятий обучающегося 3 "А" класса на 2022/2023 учебный год
Информация о разработанных адаптированных основных общеобразовательных программах
Примерные рабочие программы