Навигатор

nf pitanie
upoln
62Vc7fWCW3U
etnokalendar
Bannery 1 page 0001
bezop v int
persdannie deti  
 
bdd
dobrayadoroga
ekst
volonter
baner vaccine podrostki
poster
zdorovie
portal ya roditel
rastimdetei
gto

Внеурочная игровая деятельность как фактор формирования нравственных ценностей

Представление опыта работы школы на городской педагогической конференции по теме

Внеурочная игровая деятельность как фактор формирования нравственных ценностей

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест.

Воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, является приоритетной в воспитании. Перед школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Соответственно взгляд на воспитание должен быть другим.
Проанализировав работу школы, мы приступили к разработке программы, которая
во-первых, была бы интегрирована и многофункциональна по своему характеру;
во-вторых, способствовала самореализации, самовыражению личности;
в-третьих, органически вписывалась в современные учебно-воспитательные системы,
в-четвертых, была интересна детям.
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, методическим объединением начальных классов школы принято решение строить внеклассную работу первой ступени на основе знакомства учащихся с народной культуры.
Народная культура имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую функции, учит уважать самого себя, своих предков, народ – что является важнейшим условием воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, традициях, обрядах, праздниках. Это красивый и выразительный мир, и поэтому интересен для детей, он открывает нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, человеку.
Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
Так была определена тема, Какова же должна быть форма? Конечно же, игра – путешествия! Как нам кажется, именно такая форма дает возможность каждому ребенку познавая - играть, и наоборот, играя – познавать. Ведь для учащихся начальных классов особенно актуальна игровая деятельность, поскольку потребность в игре в этом возрасте остаётся по-прежнему, достаточно сильной
На протяжении всей игры ребенок может быть активным участником, попробовать себя в разных ролях и видах деятельности: петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все это способствуют всестороннему развитию личности ребёнка.
Так появилась Игра-путешествие «Тайны древнего ларца»:
Цель игры-путешествия:
Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа.
Задачи игры-путешествия:
— создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
— развивать любознательность и познавательный интерес учащихся;
— воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к прошлому своей страны, к истории и культуре своего народа;
Структура игры-путешествия:
Игра-путешествие рассчитана на четыре года. В течение всей игры дети знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и своё место в нём.
Каждый класс имеет свой сюжет путешествия на год.
1-й класс. Программа «В гостях у Паутиныча».
Сюжет года «Вслед за солнышком живём»..
Программа этого года вводит ребёнка в мир народной культуры, мир человека Древней Руси, его мироощущений и отношений: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности народа.
2-й класс. Программа «Сказы тетушки Арины».
Сюжет года «По старому русскому обычаю»
Программа предполагает показать связь жизни человека и природы, рассказать о представлении наших предков об окружающем мире, воплощённых в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.
3-й класс. Программа «Мудрость домашнего сверчка».
Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела».
Программа знакомит ребенка с устройством крестьянского дома и подворья. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.
4-й класс. Программа «Страницы летописей»
Сюжет года «Где живу, тем и дорожу».
Программа знакомит с историей России «Откуда Русская Земля стала и есть…» в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Предмет изучения: народный костюм, народные промыслы.
Организация игры-путешествия.
Участниками игры-путешествия становятся учащиеся 1-4-х классов. Путешествие продолжается в течение учебного года. Разработаны и оформлены правила игры-путешествия.
Начинается игра стартом: ключевое общешкольное творческое дело, в ходе которого каждый класс получает свиток «Послание» и Карту путешествия (для каждого класса свою, в соответствии с темой года), на которой нанесён маршрут путешествия.
В ходе игры могут появиться препятствия (это могут быть злые сказочные герои или еще кто-либо на усмотрение классного руководителя), которые не пропускают ребят. Чтобы их преодолеть, надо выполнять различные задания. Например, сыграть в русские народные игры, сделать и подарить свои поделки, показать сказки. Только после этого возможно продвижение вперёд.
Сопровождают детей в течение года герои в соответствии с темой года: Паутиныч (1 класс), тетушка Арина (2 класс), Сверчок (3 класс), Мудрец (4 класс). Помогают детям не сбиться с пути Карта и волшебные вещи.
На карте показан только один этап путешествия, который длится 3 месяца. После его прохождения, проводится общее Ключевое дело, на котором подводятся итоги (каждый класс представляет свои наработки) и вручается новая карта на следующий этап. Пример ключевого дела: «Ярмарка – балаган», «Масленица широкая», «Как пришла Коляда» и другие.
Ключевые дела, карта путешествия, волшебные вещи, встречи с героями сказок, народный календарь – такие составные части игры позволяют поддерживать интерес к ней участников.
Завершает год заключительный праздник, который представляет собой Фестиваль народного творчества на котором награждаются лучшие Знатоки народной культуры.
Продуктом коллективной деятельности является – Дневник путешествия, публичная презентация работы каждого класса и в целом работы школы.
От года к году усложняются формы работы. Так как в ходе игры-путешествия в первом и во втором классе ребята получают достаточные навыки работы индивидуальной, в парах и группах, коллективной деятельности, в третьем и четвертом классах появляется возможность делить детей на постоянные команды, организовывать соревнования между ними внутри класса, вводится проектная деятельность.
Процесс обучения строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: путешествий, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, экскурсиями в музеи.

Организацией игры-путешествия занимаются классные руководители совместно с учителями – предметниками и воспитателями ГПД под руководством педагога-организатора. Они обсуждают программу и план работы, осуществляют проведение игры-путешествия, отслеживают результаты и на их основании вносят коррективы в программу и ход игры.
В чем же новизна программы? Форма – известна, обращение к истокам народной культуры не ново. Но, инновационный подход состоит в понимании этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной личности» и заключается в следующем:
интеграция образовательных и воспитательных ресурсов: единство учебных предметов, системы дополнительного образования, занятий группы продленного дня.
совместная работа всего педагогического коллектива и родителей;
использование коллективной творческой деятельности с учетом индивидуализации;
создание обстановки комфорта, задушевного человеческого общения учеников с учителем.
единство соблюдения принципов:
нравственного примера педагога ( нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам);
социально-педагогического партнерства (целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ);
индивидуально-личностного развития (педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации);
интегративности программ духовно-нравственного воспитания (интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);
социальной востребованности воспитания (соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора).

4.6. Предполагаемые результаты.
Эффективность игры-путешествия оценивается по следующим критериям:
— развитие личности учащихся;
— нравственная ориентация школьников (восприятие ценностей народной культуры: знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения);
— перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;
— участие детей во всех видах деятельности, связанной с игрой-путешествием;
— степень соответствия реального облика  учащихся  образцу выпускника 1-й ступени школы;
— удовлетворённость детей и родителей школьной жизнедеятельностью;

Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:
- педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
- тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;
- ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа путешествия;
- мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни.
Заключение
Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передаёт своё мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Всё это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования.
Формирование личности ребёнка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребёнок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Воспитание в коллективе ставит школьника перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых невозможно развитие.
Понимая, что реальная жизнь ребёнка есть многообразие форм воспитания и развития личности, мы постарались, чтобы жизнь в нашем общеобразовательном учреждении стала полноценной жизнью, в которой есть место действиям, поступкам, выбору.
Целенаправленная работа, проводимая в форме игры-путешествия «Тайны древнего ларца» учителями начальных классов способствует повышению уровня воспитанности учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.
Не это ли главная цель работы учителя?

Поиск по сайту

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

26032024004757

emblema 80  
379x278 obrazovanie preview  
pedagog  
des  
YoS logo  
emblema npk  
NOU  
odarennie  
vosh  
logo 2020  
prog 2022 logo  
olimpiada yandex  
1  
IT  
finans  
bus  
pmof2019
1
 urokcifri2019

 

Прием в 1-й класс

Зачисление в 1 класс 2024 - 2025 учебный год

Организация приема в 1 класс


Количество планируемых 1-х классов в 2024/2025 учебном году - 2 


Количество вакантных мест - 70


ПАМЯТКА по организации приема в первые классы образовательных организаций Санкт-Петербурга (для родителей будущих первоклассников)


Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2021 №  879-р (ред. от 20.03.2023) "Об утверждении регламента образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, по предоставлению услуги по зачислению в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования"


Распоряжение администрации Курортного района от 09.02.2022 г. № 212-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Курортного района Санкт-Петербурга от 18.09.2017 г. № 1833-р "О закреплении микрорайонов за образовательными организациями, подведомственными администрации Курортного района Санкт-Петербурга"


image1

education kurort news  ООиМП