Навигатор

nf pitanie
upoln
62Vc7fWCW3U
etnokalendar
Bannery 1 page 0001
bezop v int
persdannie deti  
 
bdd
dobrayadoroga
ekst
volonter
baner vaccine podrostki
poster
zdorovie
portal ya roditel
rastimdetei
gto

Что такое групповая форма обучения?

"Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими"


О. Мандельштам

В педагогической литературе нет единого определения групповой формы обучения. Общим является то, что большинство исследователей под групповой работой понимают работу малых групп внутри класса.
В основе сегодняшних представлений о роли групповой работы в обучении лежат труды Ж.-Ж. Пиаже  и других ученых.

Еще в "Великой дидактике" Ян Амос Каменский оценил обращенную речь как катализатор мышления. Он советовал ученику искать того, кому можно было бы объяснить изучаемое.
Л. Выготский указывал на то, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних процессов. Он предположил, что более высокий уровень возникает из взаимоотношений, диалога между людьми.
Исследования педагогов и психологов показывают, что обучение сообща благоприятно влияет на развитие речи, приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.
Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения.
Смысл групповой работы — научить детей согласованно и плодотворно трудиться над одним общим заданием, помогая друг другу.
На современном этапе обучения договорились, что ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ – это форма организации учебно-познавательной деятельности, предполагающая функционирование малых учебных групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.                                                                              
Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г. А. Цукерман и др. «Введение в школьную жизнь», X.Й. Лийметс « Обучение для будущего".
Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание надо акцентировать на формах взаимодействия: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т. д. Это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. Желательно вместе с детьми установить для работы группы правила поведения. Например: убедись, что в разговоре участвует каждый; говори спокойно и ясно; говори только по делу.
А какова численность групп?  
Количество участников в группе зависит от возраста и решаемой задачи. Но для младших школьников – это не более 5 человек, для основной – 5-6, а старшей школы – 5-8.
Особого внимания учителя требует  подбор детей в группы. Объединять надо с учетом их личных и интеллектуальных склонностей.  Несомненно, это так!  Но замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжела -  тельный партнер.  И двух озорников объединять опасно! У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу.
Для того,  чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.
Какие роли должны быть в группе? Есть много вариантов, например: лидер (отвечает за работу группы в целом),  докладчик (выступает перед классом с готовым решением группы),  секретарь (записывает высказанные идеи и решения), критик (высказывает противоположную точку зрения), контролер (проверяет, все ли поняли принятое решение)   или   капитан, докладчик, писарь, оптимист, эксперт  и т.д.                                            
Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.
Обратите внимание на то, чего не стоит делать при организации групповой работы:
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать (надо разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один, но позже, в индивидуальной работе, договориться с ним о следующей работе в группе);
- групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда (в классе  используется  условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Организация групповой работы меняет функции учителя.                                            
При   групповых   формах   обучения    учитель участвует в  коллективной деятельности,  управляет  учебно-познавательной деятельностью  групп учащихся класса (в случае необходимости оказывает помощь отдельным ученикам либо группе) и контролирует эту работу (Как дети сидят? Внимательны или они отвлекаются? Как ведут себя: живо или апатично? Сфокусировано ли внимание на задании или есть посторонние обсуждения? Слушают ли друг друга? Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?). А после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращая внимание на типичные ошибки (надо разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия: «Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала и т. д.).  Дает оценку работе всей группе в целом. Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки.
Для работы в группах к учебному материалу предъявляется два требования:
- по структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подпункты;
- быть достаточно трудным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций.
Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может или затрудняется сделать индивидуально.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развивать его.
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
В первом  классе  мы с детьми делаем только первые шаги в  групповой работе на уроках:
- изобразительного искусства (один из примеров: картина по теме «Зимние забавы» за один урок),
- художественного труда (например, объемная скульптура, творческие проекты),
- окружающего мира (работа по теме «Грибы»: 1-ая группа – готовят короткое выступление о жителях леса; 2 -  о съедобных грибах; 3- о несъедобных грибах; 4 – составляют правила грибников),
- чтения (работа по ролям, инсценирование отрывка или короткого текста, викторины),
- русского языка (работа по развитию речи: сочинение на заданную тему, работа над ошибками, обобщение тем);
- математика (составление задач разных видов по одному рисунку или по одному решению, нахождение разных способов решения  одной задачи)
По моему наблюдению, наиболее удачно проходит работа в группах при проведении мастерских и как один из этапов современного урока.
Я не могу сказать, что в совершенстве владею приемами групповой работы, поэтому пытаюсь вновь учиться, читать новые издания по данной теме, перенимать опыт работы коллег.

 

 

Поиск по сайту

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

26032024004757

emblema 80  
379x278 obrazovanie preview  
pedagog  
des  
YoS logo  
emblema npk  
NOU  
odarennie  
vosh  
logo 2020  
prog 2022 logo  
olimpiada yandex  
1  
IT  
finans  
bus  
pmof2019
1
 urokcifri2019

 

Прием в 1-й класс

Зачисление в 1 класс 2024 - 2025 учебный год

Организация приема в 1 класс


Количество планируемых 1-х классов в 2024/2025 учебном году - 2 


Количество вакантных мест - 70


ПАМЯТКА по организации приема в первые классы образовательных организаций Санкт-Петербурга (для родителей будущих первоклассников)


Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2021 №  879-р (ред. от 20.03.2023) "Об утверждении регламента образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, по предоставлению услуги по зачислению в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования"


Распоряжение администрации Курортного района от 09.02.2022 г. № 212-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Курортного района Санкт-Петербурга от 18.09.2017 г. № 1833-р "О закреплении микрорайонов за образовательными организациями, подведомственными администрации Курортного района Санкт-Петербурга"


image1

education kurort news  ООиМП