Навигатор

nf pitanie
upoln
62Vc7fWCW3U
etnokalendar
Bannery 1 page 0001
bezop v int
persdannie deti  
 
bdd
dobrayadoroga
ekst
volonter
baner vaccine podrostki
poster
zdorovie
portal ya roditel
rastimdetei
gto

Педагогическая мастерская (или почему я увлеклась технологией мастерской?)

Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»
(И. Г. Песталоцци)  

 

2006-2007 учебный год. 1 сентября. Встреча новых учеников, родителей, да и новых коллег.
Класс оказался сложным, неоднородным. Больше всего настораживало то, что из 26 человек – 9 (через год уже 11) воспитывались в неполных семьях, 2 – из многодетных семей; 21 ребенок – с отклонениями от норм в здоровье (в том числе 8 стояли на контроле в тубдиспансере), 9 человек не имели никаких коммуникативных навыков (7 из них – неуправляемых), 1 – отстраненный от всех детских радостей (по религиозным убеждениям взрослых), 6 – с рабочей левой рукой. После индивидуальных бесед со специалистом, ими сделан был вывод, что 11 учеников класса остро нуждаются в занятиях с логопедом, речь не развита, словарный запас беден, память у большинства – краткосрочная и т.д., и т.п. Именно по этим причинам был  низкий показатель (оценки 5 и 4) качества знаний по предметам, особенно грамотного письма.
Но больше всего беспокоила умственная пассивность, отказ от работы. Не смотря  на мой, в то время, 28-летний  педагогический  опыт, решить многие проблемы не удавалось. Что только не придумывала,  какие только игры не проводила, ничего не помогало. Внимания у доброй половины класса хватало только на 7-12 минут, а усидчивости при работе – и того меньше.
Что делать? Ответ на вопрос так и не могла найти…

На одном из семинаров НМЦ обратилась к методисту по прохождению курсов  инновационных технологий в образовании. Так, в мае я впервые познакомилась с педагогическими мастерскими и замечательными людьми: руководителем курсов кандидатом педагогических наук Ольгой Васильевной Орловой, Надеждой Ивановной Беловой, Ниной Алексеевной, Еленой Николаевной Шавриной, Надеждой Рафаиловной Гусановой, Татьяной Петровной Артюховой и многими интересными людьми - мастерами. Именно их горящие глаза, восторженная увлеченность зародили в моей душе надежду: «Может, это то самое, что я так долго искала!?» Меня убеждали, что мастерская – это клубок возможностей, где результатом является сам процесс его разматывания. Только необходимо создать ситуации, в которых каждый ученик мог бы проявить себя в словах, поступках, побывать в разных ролях… И понять свою сопричастность через общение, сотворчество, сотрудничество. Именно такие условия создаются в каждой мастерской. Здесь ребенок способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который мастером (учителем) тщательно продуман и организован. Предусматривается множество заданий, «подсказок», которые подкладываются в момент необходимости. При этом сам  мастер (учитель)  остается в тени.  Его интенсивная   работа с большим объемом  информации  была  при подготовке мастерской. «Открытия» же ждут учеников. Он восходит к самому себе, раскрывается, растет, сверяя свой жизненный опыт и старые знания по какой-либо проблеме с новыми, только что выведенными «здесь и сейчас» …

 С каждой новой встречи  укреплялась вера в педагогическую мастерскую как панацею обучения и воспитания моих учеников.
Свою первую мастерскую стала обдумывать сразу по окончанию курсов. Тем более,  педагогическими мастерскими заинтересовалась и Людмила Ивановна Иванова – один из близких мне коллег за последние годы. Рассказывая  все, о чем сама узнала на курсах, поделилась и своей задумкой: провести мастерскую сразу в  первый рабочий день нового 2007-2008 учебного года. Я и не заметила, как стала записывать цели этой мастерской: создать условие для:
а) непосредственного общения детей после летних каникул;
 б) понимания значимости разнообразия уголков на Земле;
 в) видения красоты вокруг себя.
Тут же появилось и название «Как прекрасен этот мир, посмотри…». Работа захватила так, что мы  и не заметили, сколько времени прошло, пока рождалась мастерская.
/Надо отдать должное моей семье, которая благосклонно относится  к моему  «творчеству» и терпеливо всегда ожидает окончания/
А 3 сентября  был сдан мой первый экзамен: первая мастерская. Удивлялись не только дети, моему удивлению не было конца: все время работали почти все, кроме 7 ребят (Ваня З., Андрей К., Коля К., Алеша М., Вася К., Женя Н., Вася Р.), которые не могли быстро переключиться и, озирались по сторонам, глядели на ребят, выполняющих очередное задание. А какие, пусть корявые, но созданные доказательства приводили группы, как размышляли над смыслом «всем хорошо – это…». Даже во время коротких перерывов ребята не переставали обдумывать задание в своих группах, чем привлекли внимание учителей, которые задавали один и тот же вопрос: «Что вы с ними сегодня такое делаете?» Неожиданно для меня прошла рефлексия, где каждый, держась друг за друга, говорил о том, что открыл дл себя или понял:
 удивительный мир,
 совсем другой…,
 как стать добрым,
быть счастливым,
новую сказку,
жить хорошо – это не то, что я думал,
как красив каждый уголок, где я был,
как хорошо, что мы вместе,
почему художники часто рисовали картины природы…

И это были мои дети! Отработав три академических часа, чуть уставшие, но удовлетворенные, уходя домой, спрашивали, будет ли завтра такая мастерская.

Вот и вторая мастерская «Эта удивительная микология». Задумана она была еще на курсах. Вместе с коллегой Никифоровой Светланой Юрьевной набросали черновой материал. Но что-то не «срослось»… Окончательный вариант у меня  появился только после  проведенной первой мастерской.
Несмотря на то, что весь материал (даже трутовик и «чага», сыр и хлеб с плесенью) полностью готов, меня мучил один и тот же вопрос: «Будут ли работать и поймут ли научную тему?»
С первых минут это волнение улетучилось: все работали, находя ответы, даже  пусть ошибочные.
Прежде на уроках не заставить прочитать пол страницы, а здесь – просят материал, чтобы подтвердить свои  или групповые предположения. Радость, восторг! И вдруг…, опять ничего не знаем, ведь только все «расставили по полочкам»…Шок, даже  наблюдаю агрессию у моих «гиперактивных». Но в группах уже идет обсуждение, времени дается так мало. А тут уже одна из команд, взявшись за руки (это еще само собой появилось и было всеми принято) и подняв их  вверх, дала всем понять о своей готовности. Движением руки показываю, что необходимо немного подождать. И мои непоседы, ерзая на стульях, все-таки ждут, когда будет можно…Терпение – вот то качество, которого не хватает часто даже у нас – взрослых. А дети – терпеливо ждут, хотя не отрывают глаз от еще работающих. Потом  это прозвучало в рефлексии Саши Д.: «Я понял, как трудно ждать!»
Результат ошеломил даже меня, когда Вероника Ч. вышла по логике на название- «микология»: «Наука о мико - совсем маленьких. Думаю, что это о грибах!» Рефлексия показала, что ребята запомнили все три царства, правила грибников, составленное группой «царство грибов», кто-то открыл для себя «другие» грибы, кому-то очень не терпелось побыстрее все узнать, кто-то очень захотел в лес по грибы… Мастерская получилась, хотя опять были уставшие (прошло по времени уже 4 урока), но глазки светились от радости. И опять вопрос: «Когда следующая мастерская?»

А следующая педагогическая мастерская «Человек есть тайна…» была для взрослых - родителей. Мысль о ней созревала давно, а тут вдохновили результаты двух предыдущих. Найден материал, алгоритм разработан на чистовую, где красной строкой проходит – любовь. Символично и то, что собрание было назначено накануне Дня влюбленных (с некоторых пор этот праздник  стал отмечаться и у нас в России). Предполагаю, что реорганизация  пространства, если пройдет, то с трудом, поэтому сразу расставляю столы и стулья так, что родителям ничего не остается, как уже оказаться в 4 группах по 6 человек. Работа начинается. Провожу взглядом по лицам. Но … ужас! Взрослые пассивны. Они ждут, что я опять буду говорить, знакомить их с исследовательскими материалами, педагогическими трудами. Чувствую, как холодок пробегает по всему моему телу… Надо начинать. Глубоко вдыхаю и на выдохе запускаю мастерскую. Еще раз убедилась в правоте, что «взрослые как дети». Одни смотрят сердито: «Что еще придумала?» Другие – растерянно. Но есть и те, которые напряжены, вспоминая то далекое детство, да и как выбрать из такого количества такую малость. Даже поступает ко мне вопрос: « А больше нельзя?» Очень медленно, но все же включились в работу почти все: две мамочки так и не стали работать, выбрав роль зрителей, а потом первая убежала в бассейн, вторая – на собрание к старшей дочери (об этом стало известно позже). Это очень меня огорчило. Но расслабляться не имела права! Мастерская продолжалась. И спасибо всем  взрослым (20), оставшимся  и прошедшим  все этапы. Сами не замечая того, увлеченно искали ответы, доказательства. Обращаясь друг к другу, стали слышатся имена. Полтора года они были родителями одного класса, а тут – единомышленниками, партнерами, творцами.
И все получилось, хотя, как мне показалось, у моих детей этот процесс проходит более активно.
Результатом явилась рефлексия (по желанию):
При работе испытывала все время напряжение.
Оказалась, что моя любовь слепа.
Жаль, что этого не знала раньше.
Сделал вывод, что мы сами «калечим» детей.
Пусть дети растут в сказке, но живут на земле.
Не хочу быть этой курицей.
Странное ощущение от воспоминаний детства.
Верю, что я стала мудрее.
Спасибо!
Счастье - когда такой учитель у детей!

Прошло несколько недель, прежде чем меня осенила мысль о еще одной мастерской: «Капля…». Попалась на глаза замечательная сказка «Капля жизни». Удивительно, как созвучна она с моим состоянием. Но как рассказать о смысле жизни восьмилеткам?  Сомнений не было – это возможно только через мастерскую! Действительно, создана она была, как говорят, «за один присест». И так же была проведена, казалось, за мгновенье. Работа детей была настолько глубока, что я не переставала восхищаться ими. Откуда только бралась эта мудрость, которая совсем не свойственна  восьмилеткам. Теперь уже явно проявлялись лидеры, которые вели за собой всю команду. От предположений переходили к творческой деятельности: сочинялись свои истории, ставились мини-сценки на тему «Капля страха», «Капля здоровья», «Капля  дождя»  и пр., где распределялись роли и представляли постановку для всех. А после работы с текстом «Капля жизни» (название не давалось) дети давали свои названия: от «волшебной» до «исцеляющей» капли. А, прочитав полностью название сказки, была буря восторга и смятения: «Ну, как же мы сами не догадались?!» И такая же удивительная рефлексия:
 Я сегодня понял (а), что…
- надо побеждать свой страх.
-Теперь я знаю, что…
чтобы многое иметь. Надо много испытать.
- чтобы спасти родителей, надо не жалеть себя.
- слава приходит к смелому.
- капли бывают разные.
- не трусь!
- любовь побеждает страх…

Мастерская закончилась, но Надя К. спросила, может ли она записать дома еще одну «Сказку про каплю». С любопытством на меня смотрели десятки глаз. А у меня стоял комок в горле, я только и утвердительно смогла кивнуть головой. Утром  мне были переданы рукописи с разными «Каплями…». Именно с той мастерской ребята стали писать не только в прозе, но и пробовать себя в поэзии.

А в июне произошла еще одна встреча с Ольгой Васильевной Орловой, которая в очередной раз поддержала меня  в моих еще неопытных шагах по «новому образованию».

И  опять в  период летнего отпуска мы с Людмилой Ивановной Ивановой написали черновой вариант мастерской «Дети солнышка», в которой предполагалось дать понятие о «языке цветов», увидеть разнообразие этих растений, даже способствовать появлению желания устроить праздник близким. Оставалось подобрать материал, отобрать его, приготовить. Но…
На августовском педсовете была объявлена тема классного часа в «День знаний» - о семье.
Поэтому была отложена эта мастерская,  и началось рождение другой.
Что можно рассказать за час? Конечно, многое. Но меня уже не устраивала роль детей – слушателей. Ведь это первая встреча. Ребята должны испытать радость от общения, удовлетворение от созидательного труда, да и мысли о семье должны быть глобальными…
Значит, только мастерская! Поставлена цель. В голове уже появились мысли. Началась работа над алгоритмом. В середине этого творения  возникает и название: «Шесть млрд. «Я». Тут же подбирается материал. Обрабатывается. Редактируется и…  уже через три дня  мастерская оживает. Ребята, в начале заторможенные, теперь не могут остановиться. Звучат  предположения, читаются тексты, делаются умозаключения. Как оказывается непросто понимание значения слова «семья»? 
« И все же понимание пришло. Состоялось то, что мною задумалось!» -- подтверждает рефлексия.
Дети, стоя  по кругу, держась за руки, продолжили фразу:
« Меня удивило, что
           … семья – это не только мама и папа;
            …мой класс – моя семья;
          …мой лицей – это тоже семья;
          …есть российская семья;
          …все мы здесь – семья;
          …на Земле  все -  родные;
          …нас так много;
          …я очень люблю свою семью;
          …есть разные семьи;
          …человек виноват в разрушении семьи;
          … мы сами делаем всех счастливыми;
          …у природы должна быть семья.
           … очень  соскучилась по всем вам»

« Сегодня я усвоил (а), что…
       …все вокруг – одна семья;
       …надо любить всех;
…надо беречь близких;
…надо не воевать, ведь это вся – семья;
…страшно быть «зверем»;
…я – счастливый человек;
…ничего нельзя разрушать;
…на Земле 6 млрд. человек;
…здорово, когда у тебя семья;
…нельзя обижать одноклассников – это семья;
…жить в мире – счастье;
…надо помогать  и беречь;
…класс, школа, Россия и весь мир – семья»

А на следующий день дети (Оля Г., Андрей С., Женя Н. и другие) принесли свои творческие работы (и в прозе, и в стихах) о семье.

И совсем недавно была полностью доработана и  проведена мастерская «Дети солнышка».
И новые удивительные открытия,  как для ребят, так и для меня. Рискнув, реорганизовать пространства  в группы по 3-4 человека, замечаю, что моя Саша – очень тихая, молчаливая девочка – попадает с тремя мальчишками («гиперактивными» - Андреем К. и Сашей Д., таким же медлительным, как  и сама Саша, Русланом). И вдруг эта команда, путь медленнее других, но работает все как один. А «строит» мальчиков Сашенька, откуда только голос появился и организаторские способности…
В другой группе с увлечением творит Андрей А., который до этой мастерской вел пассивную деятельность. Это именно он в рефлексии выдаст: «Сегодня меня удивило, что можно работать так много и не устать».
Еще в одной группе среди двух девочек (Аней Н. и Ксюшей Ф.) попал и Вася К., который выделялся с первого класса  «самолюбованием»: умнее многих (и это правда) и до других дела нет. А тут - работает вместе, глазки горят, сам светится! В конце Вася скажет: «Мне нравится работать вместе!» И на мастерской в  этой группе (с подачи Ани Н.) появляется первое стихотворение о розе.
  А как ребята за очень короткое время (15 минут) делали свой букет ярким и привлекательным! Сколько фантазии, сколько мастерства!
Чувства радости переполняли меня, да и ребят тоже.
Об этом они говорили в рефлексии.
Дети продолжили фразу:

«Сегодня меня удивило, что
-есть «язык цветов»;
-каждый цветок что-то значит;
-можно рассказать о своих чувствах через букет;
-можно обидеть человека словами, но не цветами;
-у цветов есть символы;
-можно очень много узнать о цветах;
-самый лучший подарок – цветы;
-надо знать, какие даришь цветы;
-я хочу написать стихи о любимой ромашке;
-мне нравится работать вместе;
-в цветах надо разбираться;
-букетом я могу все сказать;
- я люблю розу;
-можно работать так много и не устать.»

« На мастерской сегодня я узнал (а), что
-легенды есть у каждого цветка;
- есть столько много разных цветов;
- о моем любимом  георгине;
-есть гладиолусы-цветы;
-красивые и печальные истории о цветах;
-много о разных цветах;
-о значении разных роз;
- гладиолус, скорее цветок для мужчин.

А через день появились у меня новые стихотворения и рассказы, но теперь уже о цветах. Стихотворения собственного сочинения, рассказы (и даже в стихах).
Ребята стали с удовольствием сочинять. Творческие работы радовали все больше.  Теперь нельзя было «отставать» от своих ребят. Рождались новые мастерские. И с каждой проведенной становилось  больше трудоспособных, старательных  и активных моих учеников.
Годы совместного обучения пролетели очень быстро. Верю, что для моих детей, как и для меня самой,  эти мастерские не прошли стороной.

Теперь я  в другой школе и совсем другие дети.  И всё же  работа с этой нестандартной формой организации учебно-воспитательного процесса продолжается, т.к. непринужденно идет процесс самовоспитания и самообучения.  В мастерской не забыт ни один ребенок. Каждый находится в активной субъектной позиции. Игра и мысль, эксперимент и ошибка, тишина и движение, уединенность и азарт групп захватывают ученика в одном занятии. При этом дается возможность стать самостоятельным и ответственным, сохраняя право на индивидуальность. Именно в мастерских воспитание и образование не отделены друг от друга, а являются сторонами единого процесса, создается творческая атмосфера, психологический комфорт, который способствует росту каждого ученика и моему личностному  росту и  дарит  нам  радость сотворчества …

Поиск по сайту

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

26032024004757

emblema 80  
379x278 obrazovanie preview  
pedagog  
des  
YoS logo  
emblema npk  
NOU  
odarennie  
vosh  
logo 2020  
prog 2022 logo  
olimpiada yandex  
1  
IT  
finans  
bus  
pmof2019
1
 urokcifri2019

 

Прием в 1-й класс

Зачисление в 1 класс 2024 - 2025 учебный год

Организация приема в 1 класс


Количество планируемых 1-х классов в 2024/2025 учебном году - 2 


Количество вакантных мест - 70


ПАМЯТКА по организации приема в первые классы образовательных организаций Санкт-Петербурга (для родителей будущих первоклассников)


Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2021 №  879-р (ред. от 20.03.2023) "Об утверждении регламента образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, по предоставлению услуги по зачислению в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования"


Распоряжение администрации Курортного района от 09.02.2022 г. № 212-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Курортного района Санкт-Петербурга от 18.09.2017 г. № 1833-р "О закреплении микрорайонов за образовательными организациями, подведомственными администрации Курортного района Санкт-Петербурга"


image1

education kurort news  ООиМП